Средний срок службы распределительного вала Нивы составляет от 100 до 150 000 км, в зависимости от условий эксплуатации и качества приобретенных деталей. Двигатель может остановиться, потерять мощность или клапаны могут стучать — все это признаки неисправности. Однако прежде чем заменить распределительный вал на автомобиле Niva новой деталью, необходимо убедиться, что старый распределительный вал не подлежит ремонту.
В этой статье подробно описаны наиболее важные моменты, касающиеся поломки, ремонта и замены распределительных валов известного отечественного внедорожника «Нива».
- Конструкция распределительного вала автомобиля Нива 2121
- Нива 2121 — особенности распределительного вала
- Видео: Неисправность распределительного вала на Ниве 2121
- Стук коленвала на Ниве 2121 — в чем проблема?
- Снятие и ремонт распределительного вала Нива 2121 своими руками — пошаговая инструкция
- Видео: Установка распределительного вала на автомобиль Нива 2121
Конструкция распределительного вала автомобиля Нива 2121
Распределительный вал — изготовленный из чугуна и поддерживаемый пятью штифтами — вращается в алюминиевом корпусе подшипника, установленном в головке блока цилиндров. Основные размеры распределительного вала и корпуса подшипника показаны на рисунке 2-54.
Поверхности кулачков были отбелены для повышения их износостойкости. Распределительный вал защищен от осевого перемещения упорным фланцем, расположенным в пазу передней шейки вала.
Привод на распределительный вал подается от ведущей звездочки 5 (рис. 2-55) двухрядной роликовой цепи 2 на коленчатом валу. Такой же цепной привод и звездочка 4 осевого привода масляного насоса. Цепной привод имеет полуавтоматический натяжитель 8 с башмаками 7 и стабилизатор цепи 3 с резиновыми прокладками.
В нижней части блока цилиндров находится ограничительный штифт 6, который предотвращает падение цепи в картер, когда она сходит со звездочки распределительного вала 1.
Нива 2121 — особенности распределительного вала
На первый взгляд, распределительные валы NIVA очень похожи на другие распределительные валы, но есть определенные моменты, по которым легко определить, что данный компонент является продуктом NIVA.
- Большинство распределительных валов имеют шестигранный ключ (обычно 27) между кулачками второго цилиндра; распределительные валы, изготовленные для NIVA, имеют два шестигранника на валу (между кулачком второго цилиндра и кулачком третьего цилиндра). Визуально это самая важная особенность данного раздела.
- Другой характеристикой является расстояние между основанием кулачка и вершиной. Если вам нужно быть уверенным, что деталь предназначена для NIVA и наличие второго апекса не является гарантией подлинности изделия, приготовьте штангенциркуль и приступайте к измерениям. Основные размеры распределительных и кулачковых валов в большинстве случаев одинаковы и составляют 30 мм. Однако расстояние от основания до вершины составляет 37 мм. Если измеряются другие распределительные валы, то расстояние никогда не превысит 36,3 мм.
Если эти пункты подтверждены, то деталь является подлинной и распредвал можно устанавливать на NIVA.
Видео: Неисправность распределительного вала на Ниве 2121
Стук коленвала на Ниве 2121 — в чем проблема?
Такая проблема, как стук коленвала на автомобиле Нива 2121, знакома многим водителям, но не все понимают момент, когда стучать начинает распредвал. Это связано с тем, что звук, который водитель слышит в этой ситуации, очень похож. Определить, что коленчатый вал стучит, очень просто.
Важно понимать, что звук стука распределительного вала можно услышать только при «холодном» двигателе. Это происходит потому, что смазочное масло полностью выходит из зон трения, когда двигатель работает на холостом ходу. Как только двигатель работает, масло начинает смазывать подшипники. Через некоторое время распредвал получит нужное количество смазки, и стук прекратится.
Распределительный вал автомобиля Нива 2121 состоит из нескольких элементов, многие из которых при выходе из строя будут издавать характерный стук при запуске двигателя. Если вы слышите звук стучащего распределительного вала, существует ряд возможных причин
Выше приведены лишь несколько примеров проблем, которые могут вызвать стук распределительного вала. Раннее обнаружение проблемы специалистом, либо путем визуального осмотра, либо с помощью диагностического оборудования, с большей вероятностью позволит решить проблему до того, как она затронет другие части двигателя.
Снятие и ремонт распределительного вала Нива 2121 своими руками — пошаговая инструкция
Для того чтобы снять и заменить распределительный вал на автомобиле Нива 2121, необходимо выполнить следующие действия
- Подготовьте необходимые инструменты Инструменты, необходимые для замены, — это гаечный ключ, динамометрический ключ, зубило и торцевая головка на 10, 13 или 17.
- Первый шаг процедуры снятия вала заключается в следующем Отсоединяем отрицательную клемму от аккумулятора автомобиля Нива 21213 (2121 и автомобили отечественной модификации), демонтируем крышку головки блока цилиндров, устанавливаем распределительный вал таким образом, чтобы метки на звездочке совпали с выступами на корпусе подшипника. После этого метка на шкиве совпадает с выступом на ведущем валу. Зубилом отогните стопорные выступы на болтах звездочки.
- Затем ослабьте болт звездочки (гаечный ключ № 17) на снимаемой детали и извлеките ее из отверстия.
- Снимите натяжитель цепи ГРМ.
- Снимите звездочку распределительного вала (рекомендуется привязать цепь к звездочке, чтобы она не соскочила).
- С помощью гаечного ключа отверните все гайки, удерживающие вал, подшипник и корпус, и снимите их вместе с распределительным валом со штифтов головки блока цилиндров.
- Торцевым ключом на 10 мм открутите крепежный фланец, закрепленный на корпусе подшипника.
- Снимите фланец, а затем распределительный вал.
- Если необходимо заменить рычаги клапана, эти детали также следует снять после демонтажа вала. Для этого
- Отведите в сторону зажимные пружинные щеколды.
- Снимите рычаг.
- Снимите пружину.
- На этом этапе также может быть диагностировано медицинское состояние. Если имеются значительные повреждения (распредвал изношен более чем на 0,5 мм, царапины, канавки или вмятины на поверхности) и ремонт невозможен, мы приступим к установке новой детали. Используются ремонтопригодные распределительные валы. На любой модели Нивы (включая версии начиная с 2131 и далее), если ответ на вопрос о необходимости замены распределительного вала утвердительный, вам придется приобрести новую деталь. Как правило, они продаются в комплекте с корпусом. Обратите внимание, что для замены вала необходимо заменить и коромысло, и гидрокомпенсатор, что увеличивает стоимость ремонта примерно в 1,5 раза.
- Перед установкой вала в корпус подшипника нанесите моторное масло на поверхности цапф и кулачков. Затем распределительный вал устанавливается таким образом, чтобы палец распределительного вала точно совместился с определенной контрольной точкой (верхним отверстием упорного фланца). Закрепите детали в соответствии с определенными правилами и затяните крепежи.
Гайки должны быть затянуты с моментом затяжки 19 Нм.— Затяжка выполняется в определенном порядке, как показано на схеме.
- Затем отсоедините провода, крепящие цепь привода ГРМ и звездочку (оставив метку для облегчения установки), и установите оба этих компонента на вал. После ослабления крепежных болтов выступы стопорных шайб сгибаются. И в качестве последнего шага
- Установите натяжитель цепи ГРМ (обязательно проверьте метки).
- Установите снятые ранее детали в обратном порядке.
- Регулировка теплового зазора старого и нового клапанов.
- В результате замены на Нивы 21214, 2121 и 2131 будут установлены новые распределительные валы, которые прослужат не менее 100 000 км и не вызовут проблем с двигателем, таких как стук. В то же время деньги, которые пришлось бы потратить на ремонт, были сэкономлены и потрачены за относительно небольшое время.