Дорогие друзья, сегодняшняя статья полностью посвящена ЭБУ (электронному блоку управления двигателем) автомобиля под названием ВАЗ 2114. Если вы дочитаете эту статью до конца, то узнаете, какой тип ЭБУ установлен в ВАЗ 2114 и как узнать, какая версия прошивки у него стоит. Мы также расскажем о процедуре отсоединения проводов, наиболее популярных моделях ЭБУ, Январь 7.2 и Итерма, а также о некоторых распространенных ошибках и неисправностях.
ЭБУ (электронный блок управления двигателем) ВАЗ 2114 — это специальное устройство, которое является мозгом автомобиля. Все функции автомобиля, от самого маленького датчика до двигателя, проходят через этот блок. А если устройство начинает отказывать, автомобиль просто стоит на месте. Это происходит потому, что некому командовать, некому распределять работу отдела.
- Где находится ЭБУ в автомобиле ВАЗ 2114?
- Как узнать ЭБУ автомобиля ВАЗ 2114 — Январь 7.2 Январь 4 Bosch M1.5.4
- ECU Январь7.2 — Технические характеристики
- ECU 4 января — Технические характеристики
- Bosch M1.5.4 — Технические характеристики
- Itelma 5.1 — Спецификация ЭБУ Ваз 2114
- Bosch M7.9.7 — Технические характеристики ЭБУ
- Видео: Сравнение ЭБУ Январь 7.2 и Январь 5.1
- Рисунок распиновки ЭБУ Январь 7.2 ВАЗ 2114
- ЭБУ моего ВАЗ 2114 сгорел, что делать?
- Как снять и заменить неисправный ЭБУ на автомобиле ВАЗ 2114
- Как снять ЭБУ с автомобиля ВАЗ 2114 — обучающее видео
- Какова масса ЭБУ ВАЗ 2114?
- Где находятся реле и Предохранитель ЭБУ ВАЗ 2114
- Что делать, если ЭБУ ВАЗ 2114 не распознается сканером?
- Как сбросить ошибку ЭБУ ВАЗ 2114 — видео
- Падение напряжения в ЭБУ автомобиля ВАЗ 2114 — что делать?
Где находится ЭБУ в автомобиле ВАЗ 2114?
В автомобиле ВАЗ 2114 модуль управления расположен под центральной консолью автомобиля, в частности, посередине за панелью с радиоприемником. Для того чтобы снять контроллер, необходимо разблокировать боковую раму устройства. Что касается соединений, то в конверсии Samara с 1,5-литровым двигателем масса ЭБУ выведена из корпуса силового агрегата через фиксированную заглушку на правой стороне головки блока цилиндров.
Расположение ЭБУ ВАЗ 2114
На автомобилях с 1,6-литровыми и 1,5-литровыми двигателями, оснащенными ЭБУ новой конструкции, вес рассчитывается по приваренной шпильке. Сами шпильки крепятся к металлическому корпусу панели управления, рядом с поддоном пола и недалеко от пепельницы. В процессе производства инженеры ВАЗа, как правило, ненадежно закрепляют эти шпильки, поэтому со временем каждая из них расшатывается, и некоторые устройства перестают работать.
Как узнать ЭБУ автомобиля ВАЗ 2114 — Январь 7.2 Январь 4 Bosch M1.5.4
На сегодняшний день существует восемь поколений электронных блоков управления, различающихся не только по своим характеристикам, но и по производителю. Давайте рассмотрим подробнее.
ECU Январь7.2 — Технические характеристики
Давайте рассмотрим технические характеристики самого популярного ЭБУ — Январь 7.2.
Январь 7.2 является функциональным аналогом Bosch M7.9.7 и является «параллелью» (или «заменой») Itelma, отечественного разработчика M7.9.7. Внешне Январь 7.2 похож на M7.9.7. Поскольку он собран в том же корпусе с теми же разъемами, можно использовать тот же набор датчиков и исполнительных механизмов без необходимости изменения проводки Bosch M7.9.7.
ЭБУ представляет собой процессор Siemens Infenion C-509 (такой же, как у VS, выпущенного 5 января). Программный блок является дальнейшим развитием программного обеспечения от 5 января, с (возможно) большим количеством улучшений и дополнений. Например, для обеспечения плавности при старте и переключении передач был реализован алгоритм под названием «anti-jerk», который буквально является функцией «анти-выброса».
Январь 7.2 ЭБУ
ЭБУ можно приобрести у компаний Itelma (xxxx-1411020-82 (32), прошивка начинается с «I», например, I203EK34) и Avtel (xxxx-1411020-81 (31), прошивка начинается с «A», например, A203EK34). Как блок, так и прошивка полностью взаимозаменяемы.
ЭБУ серий 31 (32) и 81 (82) аппаратно совместимы сверху вниз. Это означает, что прошивка для 8-литрового ЭБУ будет работать с 16-литровым ЭБУ и наоборот: добавив два переключателя и два резистора, 8-литровый блок можно «превратить» в 16-кл. Рекомендуемые транзисторы: BTS2140-1B Infineon / IRGS14C40L IRF / ISL9V3040S3S Fairchild Semiconductor / STGB10NB37LZ STM / NGB8202NT4 ON Semiconductor.
Типовые параметры диагностического ЭБУ на Январь 7.2
ECU 4 января — Технические характеристики
Вторая серия ЭБУ для отечественных автомобилей была разработана как функциональный аналог блоков управления GM (они могут выпускаться с такой же конфигурацией датчиков и исполнительных механизмов), а система «4 января» предназначалась для их замены.
Поэтому конструкция сохранила внешние размеры, присоединительные размеры и основание разъема. Естественно, «ИФСИ-2С» и «Январь-4″ взаимозаменяемы, но схемы и алгоритмы работы совершенно разные.» Январь-4″ разработан в соответствии с российскими стандартами, исключая кислородный датчик, каталитический конвертер и адсорбер, и вводя потенциометр регулировки СО. В ассортимент входят блоки управления «Январь-4» (выпускается в очень небольших количествах) и «Январь-4.1» для 8-клапанных (2111) и 16-клапанных (2112) двигателей.
ЭБУ второго поколения Январь-4 ВАЗ 2114
Версия «Квант», скорее всего, является отладочной серией с прошивкой J4V13N12, аппаратное и программное обеспечение которой не совместимо с последующими серийными контроллерами. Это означает, что прошивка J4V13N12 не будет работать с ЭБУ «неQuant», и наоборот. Фотобудка ECU QUANT и стандартные серийные контроллеры, 4 января
Jan 4 Схемы ЭБУ
Особенности ЭБУ: без нейтрализации, датчика кислорода (лямбда-зонд), с потенциометром CO (ручная регулировка CO), регулировка выбросов R-83.
Bosch M1.5.4 — Технические характеристики
Следующим шагом стала разработка в сотрудничестве с Bosch ЭБУ на базе Motronic M1.5.4, который можно было бы производить в России. Кроме того, использовались датчики расхода воздуха (DMRV) и датчики детонационного резонанса (разработанные и изготовленные компанией Bosch). Программное обеспечение и калибровка этих ЭБУ впервые были серьезно разработаны на АвтоВАЗе.
Новые и улучшенные версии M1.5.4 (с неофициальным индексом «N» для искусственного отличия), 2111-1411020-60 и 2112-1411020-40, соответствуют этим критериям и включают в свою конфигурацию кислородные датчики, каталитические конвертеры и адсорберы.
Bosch ECU Brains M1.5.4
ЭБУ для двигателя 8кл. (2111-1411020-70) был разработан в соответствии с российскими стандартами и является усовершенствованием первого ЭБУ 2111-1411020. Во всех модификациях, кроме первой, используется широкополосный датчик детонации. Устройство выполнено в новом дизайне, с легким, герметичным, штампованным корпусом, на котором выбито слово «MOTRONIC» (обычно известное как «Tin»). Позже в таком исполнении был выпущен и ЭБУ 2112-1411020-40.
На мой взгляд, изменение конструкции было совершенно неоправданным, и герметичный блок был более надежным. В новых модификациях базовый метод был упрощен, так что канал детонации стал менее функциональным, а «жестянка» в основном «звучит» больше как одно и то же программное обеспечение.
Itelma 5.1 — Спецификация ЭБУ Ваз 2114
НПО «Ителма» разработало ЭБУ VS 5.1 для автомобилей ВАЗ — полнофункциональную версию выпущенного в январе ЭБУ 5.1, с теми же жгутами проводов, датчиками и исполнительными механизмами.
VS5.1 использует тот же процессор Siemens Infenion C509 (16 МГц), но построен на более современной компонентной базе. Модификации 2112-1411020-42 и 2111-1411020-62 включают датчик кислорода,… 2112-1411020-42 и 2111-1411020-62 предназначены для стандарта Евро-2 с датчиком кислорода, каталитическим нейтрализатором и адсорбером, но это семейство не предлагается для стандарта Р-83 для двигателей 2112. 2111 и норма Россия — выпускается единственная версия ЭБУ ВС 5.1 1411020-72 с одновременным впрыском для 83.
Itelma 5.1 — спецификация ЭБУ для ВАЗ 2114
С сентября 2003 года на ВАЗ устанавливается новая аппаратная модификация VS 5.1, которая не совместима со «старой» версией по программному и аппаратному обеспечению.
Блоки взаимозаменяемы по проводам, но только при наличии соответствующего блоку программного обеспечения.
Bosch M7.9.7 — Технические характеристики ЭБУ
Серия Bosch 30 также выпускалась для двигателей объемом 1,6 л, но поскольку изначально она была разработана для 1,5-литровых автомобилей, программное обеспечение часто было неисправно и иногда не работало идеально. Специальная версия с маркировкой 31h, которая была запущена немного позже, работала более корректно.
На 7 января было представлено множество моделей в зависимости от комплектации и объема двигателя, например, гриф на модели AVTEL с 1,5-литровым 8-клапанным двигателем: 81 и 81h, тот же мозг производителя ITELMA имел номера 82 и 82h. Bosch M 7.9.7 устанавливался на 1,5-литровый двигатель в экспортной модели и имел маркировку 80 и 80h для автомобилей Евро-2 и 30h для автомобилей Евро-3.
Мозги ЭБУ Bosch M 7
Такие же блоки AVTEL и ITELMA устанавливались на 1,6-литровые двигатели для внутреннего рынка. Первая серия старых 31s страдала от тех же проблем, что и Bosch 30s, но все недостатки были позже учтены и исправлены в 31h. Из-за проблем своих конкурентов, ITELMA была хорошо видна в глазах автолюбителей, и серия 32h имела успех. Стоит также отметить, что только Bosch M7.9.7 с маркером 10 соответствует стандарту Евро-3. Цена нового ЭБУ этого поколения составляет 8 000 рублей, в то время как подержанные можно приобрести за 4 000 рублей.
Видео: Сравнение ЭБУ Январь 7.2 и Январь 5.1
Рисунок распиновки ЭБУ Январь 7.2 ВАЗ 2114
Контроллер ВАЗ 2114 очень подвержен отказам. Система имеет функцию самодиагностики, при которой ЭБУ задает вопросы всем узлам и делает выводы о пригодности их работы. Если какой-либо из компонентов выходит из строя, на приборной панели загорается лампочка «Check Engine».
Схема распиновки ЭБУ Январь 7.2
Невозможно определить, какой датчик или исполнительный механизм вышел из строя, без использования специального диагностического оборудования. Даже с помощью известного OBD-сканера ELM-327, полюбившегося многим за простоту использования, можно считать все рабочие параметры двигателя, найти и удалить ошибки и стереть память ЭБУ ВАЗ 2114..
ЭБУ моего ВАЗ 2114 сгорел, что делать?
Выход из строя ЭБУ (электронного блока управления) автомобиля ВАЗ 2114 принято называть «выгоранием».
Очевидные признаки этой неисправности следующие
В таких случаях рекомендуется приобрести новый ЭБУ и заменить неисправный. Способ сделать это очень прост.
Как снять и заменить неисправный ЭБУ на автомобиле ВАЗ 2114
При снятии ЭБУ с автомобиля ВАЗ 2114 не прикасайтесь к контактам. Существует риск повреждения электроники из-за статического электричества.
- С помощью отвертки выверните три винта, крепящие правую крышку консоли панели приборов, и снимите консоль панели приборов.
- Разблокировка жгута проводов
- Отсоедините жгут проводов от ЭБУ.
- С помощью гаечного ключа 10 мм ослабьте четыре гайки, крепящие ЭБУ к кронштейну.
- Сдвиньте ЭБУ вперед и выньте его из-под консоли.
- Снимите ЭБУ с кронштейна.
- Установите ЭБУ в обратном порядке.
Как снять ЭБУ с автомобиля ВАЗ 2114 — обучающее видео
Какова масса ЭБУ ВАЗ 2114?
Первый провод к ЭБУ на автомобилях с двигателем 1.5 расположен под панелью приборов, установленной на рулевом валу; второй провод расположен под приборной панелью, рядом с мотором отопителя, слева от корпуса отопителя.
Расположение контакта заземления ЭБУ ВАЗ 2114
На автомобилях с двигателем 1.6 первый провод (масса ЭБУ ВАЗ 2114) расположен на левой стороне приборной панели, над блоком реле/предохранителей и под шумоизолятором. Второй провод крепится к приваренному штырю (оснащенному гайкой M6) на левой панели центральной консоли приборной панели.
Где находятся реле и Предохранитель ЭБУ ВАЗ 2114
Большинство предохранителей и реле расположены в монтажных блоках в моторном отсеке, но реле и предохранители, отвечающие за работу ЭБУ ВАЗ 2114, расположены в другом месте.
Блок реле и предохранителей ВАЗ 2114
Второй «блок» расположен под переборкой в ногах пассажирского сиденья. Чтобы получить доступ к нему, необходимо снять некоторые крепления с помощью крестовой отвертки. Причина, по которой я поставил его в инвертированных запятых, заключается в том, что такого блока нет, а есть ЭБУ (мозг) и 3 предохранителя + 3 реле.
Что делать, если ЭБУ ВАЗ 2114 не распознается сканером?
Вопрос от читателя: Эй, ребята, почему результат диагностики говорит «Нет связи с ЭБУ»? Что мне делать? В чем заключается исправление?
Так почему же сканер не показывает ЭБУ ВАЗ 2114? Как подключить устройство, чтобы можно было увидеть блок? В настоящее время на рынке доступны различные адаптеры для тестирования автомобилей.
Если вы приобретаете ELM327 Bluetooth, возможно, что вы пытаетесь подключить некачественное устройство. Или, возможно, вы приобрели более старую версию адаптера.
Диагностика автомобиля с помощью сканера
Каковы же причины, по которым устройство отказывается подключаться к системе мониторинга?
- Сам адаптер низкого качества. Проблема может заключаться как в прошивке, так и в аппаратном обеспечении устройства. Если основная микросхема не работает, прибор не сможет диагностировать работу двигателя и не сможет подключиться к ЭБУ.
- Неисправный соединительный кабель. Возможно, кабель отсоединен или сам кабель не работает.
- На устройстве установлена неправильная версия программного обеспечения, что приводит к потере синхронизации (Рус Радаров — автор видеоролика о тестировании устройств).
В этом случае, если у вас есть устройство с правильной версией прошивки 1.5 и все шесть протоколов присутствуют, но адаптер не подключается к ЭБУ, есть решение. Вы можете подключиться к ЭБУ с помощью строки инициализации, чтобы адаптировать устройство к командам блока управления двигателем автомобиля. Это особенно актуально для строк инициализации в диагностических утилитах HobDrive и Torque для автомобилей, использующих нестандартные протоколы подключения.
Как сбросить ошибку ЭБУ ВАЗ 2114 — видео
Падение напряжения в ЭБУ автомобиля ВАЗ 2114 — что делать?
Вопрос читателя: Здравствуйте все, мне нужен ваш совет по одной проблеме. Симптомы следующие: 1. При запуске двигателя в холодную погоду через несколько секунд раздается щелчок, как будто срабатывает реле, загорается контрольная лампа, обороты подскакивают и автомобиль глохнет. Если это продолжается в течение получаса, автомобиль может заглохнуть на ходу. Когда двигатель прогреется, неисправность прекращается. Что может быть причиной перегоревшего датчика? Пожалуйста, помогите нам.
Отсутствие напряжения неисправность Ваз 2114
В принципе, решений этой проблемы должно быть много.
- Когда напряжение батареи падает ниже 12,4 вольт, ЭБУ начинает экономить энергию, и при 11 вы обычно не можете завестись даже с кодом )))). Иногда ЭБУ получает от батареи более низкое напряжение, чем есть на самом деле, что обычно является признаком того, что масса ЭБУ нуждается в очистке. В вашем случае есть проблема в холодной среде и нет проблемы в горячей среде. А со стороны батареи? Когда аккумулятор недозаряжен, возникает проблема, но когда он заряжен, гена становится нормальным. Хороший диагност не причинит вреда вашему автомобилю.
- Также рекомендуется поискать неисправности в катушке зажигания, модуле зажигания, бесконтактной свече зажигания и выключателе зажигания.
Что ж, на этом мы завершаем нашу статью об ЭБУ Ваз 2114. У вас еще есть вопросы? Пожалуйста, задавайте их в комментариях.